Милосердие души
Оренбургская драма восстанавливает легендарный спектакль «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. О том, почему классики нуждаются в новом прочтении, и зачем зритель приходит в театр, мы говорили с художественным руководителем Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького, народным артистом России, лауреатом Государственной премии России профессором Рифкатом Вакиловичем Исрафиловым.
– Ровно 20 лет прошло с момента постановки «Капитанской дочки» на Оренбургской сцене. Сегодня Вы восстанавливаете тот спектакль или зрители увидят абсолютно новое решение?
- Конечно, мы восстанавливаем наш легендарный спектакль: и режиссерское решение, и рисунок действия, основные мизансцены. Но абсолютно на 100 процентов продублировать его, конечно, невозможно. Да это и не нужно. Для современного спектакля мы будем отбирать лучшее из того, что было нами найдено тогда. Например, образ метели, бурана, пластическое решение – все это остается. Но вот внутреннее содержание, взаимоотношения персонажей, которые выстраивали 20 лет назад, – они, естественно, претерпят изменения, потому что сегодняшнее время диктует другие оценки поведения Пугачева и Гринева, Маши и Швабрина, других персонажей. Тогда, два десятилетия назад, мы руководствовались тем, что А. С. Пушкин в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачевского бунта» с огромной симпатией относится к Емельяну Пугачеву. Почему Александр Сергеевич не осуждает бунтовщика и в целом его поведение? Ведь крестьянская война, которую затеял Емелька, по своей сути была братоубийственной, как любая гражданская война. Тем не менее поэт относился с симпатией к своему герою. Взять, к примеру, его знаменитый монолог «Черный ворон», который обнажает суть линии жизни Пугачева, – человека, который уже знает, что ему суждено в будущем, и какую цену ему придется заплатить за право на вольницу.
– Это будет спектакль о свободе? О стремлении русского народа к свободе?
– Я думаю, что это скорее стремление снять оковы каждого лично с себя, снять рабство. Не столько физическое, сколько духовное. Ведь это спектакль, в первую очередь, о милосердии. В диалогах Гринева с Пугачевым открывается внутренняя душевная сила крупной исторической личности, в тексте Пушкина проявляются новые пласты и новые смыслы. И мы будем еще глубже исследовать эти внутренние линии. Вся постановочная группа практически та же. Те моменты художественного поиска, которые мы тогда нашли, они остаются. А вот задачи персонажей будут меняться и очень здорово. Как 17-летний Гринев смог отстоять свои честь и достоинство в сложнейших ситуациях и коллизиях? Для меня это очень важно. Сегодня меня именно эта сторона «Капитанской дочки» очень волнует. Когда человек отстаивает свою позицию, даже стоя на эшафоте. Это как подвиг генерала Карбышева…
– На Ваш взгляд, Пушкин в своей повести заложил загадку, которую приходится отгадывать потомкам?
– На то они и классики (смеется). Так, Чехова и Толстого, Достоевского и Тургенева, многих русских писателей, перечитывая в разное время, начинаешь воспринимать их произведения совсем по-другому. Не так, как в школьной программе. Ты должен дорасти до понимания, заложенного смысла и философии автора. Акценты диктует время. Поэтому оправданно, когда ты, как постановщик, возвращаешься к своему спектаклю, который, когда-то прозвучал достаточно ярко и сильно! И когда ты заново проводишь аналитическую работу над каноническим текстом, и понимаешь, что сегодняшнее время диктует некоторые изменения. Это происходит со всеми произведениями. И с Шекспиром тоже (улыбается).
– А принцип подбора актеров? Ведь в Вашем новом спектакле есть и те артисты, которые помнят прежнюю постановку и даже там играли?
– Да, например, артист Круглов играл Гринева, а теперь он уже Пугачев. Но, естественно, сейчас новые лица и новое поколение. Это сложный вопрос – подбор актеров. Когда распределяешь роли, внутренние душевные струны, интеллектуальное состояние актера обязательно должны совпадать с его персонажем. Например, если в артисте от природы преобладает негативная сторона личности, то я убежден, он не сможет играть положительного героя.
– Какого зрителя Вы ждете на «Капитанской дочке»?
– Нам очень нравится, когда зритель становится соучастником создания нашего спектакля. И чтобы тот эмоциональный заряд, который идет со сцены, облагораживал душу нашего зрителя. Об этом мечтает каждый театр, поверьте. Премьеру мы планируем провести в День театра – 27 марта. Спектакль посвящаем юбилею нашей области.
Этой же дате – 85-летию Оренбуржья будет посвящен и театральный фестиваль «Гостиный двор», который пройдет с 11 по 20 июня. Уже сейчас формируется программа фестиваля. Гостями станут наши ближайшие соседи – театры Уфы, Казани, Челябинска, Самары и Екатеринбурга, приедут и гости из– за рубежа – из Астаны и, конечно, столицы нашей Родины – Москвы. Они покажут спектакли, которые поддерживают лучшие традиции русской психологической школы. Приходите, не пожалеете!
Оксана НЕВЕЧЕРЯ