Поиск Первая страница сайта Написать нам
наша газета





ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
    Главная страница
    Устав, документы
    О нас
    Руководящие органы
    Местные организации
    35 лет - ОООО ВОИ
    Отчет о деятельности

РЕАБИЛИТАЦИЯ
    Социальная
    Трудовая
    Образование
    Творческая
    Спортивная
    КЛУБЫ
    Помоги инвалидам
    Доступная среда
    Страница знакомств
    Поиск работы

МЕРОПРИЯТИЯ
    Планы работы
    Орг. мероприятия
    Фестивали, конкурсы
    Спорт

Фотоальбомы
    Офиц. мероприятия
    Фестивали. праздники

ВИДЕО
    Хроника событий
    Жизнь-это борьба
    Видео спинальникам

__________________

   

   

   

    

    

    

    

    

№ 2.3



 

ГЛАВНАЯ АРХИВ ГАЗЕТЫ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ

 

Милосердие души

Оренбургская драма восстанавливает легендарный спектакль «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. О том, почему классики нуждаются в новом прочтении, и зачем зритель приходит в театр, мы говорили с художественным руководителем Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького, народным артистом России, лауреатом Государственной премии России профессором Рифкатом Вакиловичем Исрафиловым.

– Ровно 20 лет прошло с момента постановки «Капитанской дочки» на Оренбургской сцене. Сегодня Вы восстанавливаете тот спектакль или зрители увидят абсолютно новое решение?

- Конечно, мы восстанавливаем наш легендарный спектакль: и режиссерское решение, и рисунок действия, основные мизансцены. Но абсолютно на 100 процентов продублировать его, конечно, невозможно. Да это и не нужно. Для современного спектакля мы будем отбирать лучшее из того, что было нами найдено тогда. Например, образ метели, бурана, пластическое решение – все это остается. Но вот внутреннее содержание, взаимоотношения персонажей, которые выстраивали 20 лет назад, – они, естественно, претерпят изменения, потому что сегодняшнее время диктует другие оценки поведения Пугачева и Гринева, Маши и Швабрина, других персонажей. Тогда, два десятилетия назад, мы руководствовались тем, что А. С. Пушкин в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачевского бунта» с огромной симпатией относится к Емельяну Пугачеву. Почему Александр Сергеевич не осуждает бунтовщика и в целом его поведение? Ведь крестьянская война, которую затеял Емелька, по своей сути была братоубийственной, как любая гражданская война. Тем не менее поэт относился с симпатией к своему герою. Взять, к примеру, его знаменитый монолог «Черный ворон», который обнажает суть линии жизни Пугачева, – человека, который уже знает, что ему суждено в будущем, и какую цену ему придется заплатить за право на вольницу.

– Это будет спектакль о свободе? О стремлении русского народа к свободе?

– Я думаю, что это скорее стремление снять оковы каждого лично с себя, снять рабство. Не столько физическое, сколько духовное. Ведь это спектакль, в первую очередь, о милосердии. В диалогах Гринева с Пугачевым открывается внутренняя душевная сила крупной исторической личности, в тексте Пушкина проявляются новые пласты и новые смыслы. И мы будем еще глубже исследовать эти внутренние линии. Вся постановочная группа практически та же. Те моменты художественного поиска, которые мы тогда нашли, они остаются. А вот задачи персонажей будут меняться и очень здорово. Как 17-летний Гринев смог отстоять свои честь и достоинство в сложнейших ситуациях и коллизиях? Для меня это очень важно. Сегодня меня именно эта сторона «Капитанской дочки» очень волнует. Когда человек отстаивает свою позицию, даже стоя на эшафоте. Это как подвиг генерала Карбышева…

– На Ваш взгляд, Пушкин в своей повести заложил загадку, которую приходится отгадывать потомкам?

– На то они и классики (смеется). Так, Чехова и Толстого, Достоевского и Тургенева, многих русских писателей, перечитывая в разное время, начинаешь воспринимать их произведения совсем по-другому. Не так, как в школьной программе. Ты должен дорасти до понимания, заложенного смысла и философии автора. Акценты диктует время. Поэтому оправданно, когда ты, как постановщик, возвращаешься к своему спектаклю, который, когда-то прозвучал достаточно ярко и сильно! И когда ты заново проводишь аналитическую работу над каноническим текстом, и понимаешь, что сегодняшнее время диктует некоторые изменения. Это происходит со всеми произведениями. И с Шекспиром тоже (улыбается).

– А принцип подбора актеров? Ведь в Вашем новом спектакле есть и те артисты, которые помнят прежнюю постановку и даже там играли?

– Да, например, артист Круглов играл Гринева, а теперь он уже Пугачев. Но, естественно, сейчас новые лица и новое поколение. Это сложный вопрос – подбор актеров. Когда распределяешь роли, внутренние душевные струны, интеллектуальное состояние актера обязательно должны совпадать с его персонажем. Например, если в артисте от природы преобладает негативная сторона личности, то я убежден, он не сможет играть положительного героя.

– Какого зрителя Вы ждете на «Капитанской дочке»?

 – Нам очень нравится, когда зритель становится соучастником создания нашего спектакля. И чтобы тот эмоциональный заряд, который идет со сцены, облагораживал душу нашего зрителя. Об этом мечтает каждый театр, поверьте. Премьеру мы планируем провести в День театра – 27 марта. Спектакль посвящаем юбилею нашей области.

Этой же дате – 85-летию Оренбуржья будет посвящен и театральный фестиваль «Гостиный двор», который пройдет с 11 по 20 июня. Уже сейчас формируется программа фестиваля. Гостями станут наши ближайшие соседи – театры Уфы, Казани, Челябинска, Самары и Екатеринбурга, приедут и гости из– за рубежа – из Астаны и, конечно, столицы нашей Родины – Москвы. Они покажут спектакли, которые поддерживают лучшие традиции русской психологической школы. Приходите, не пожалеете!

Оксана НЕВЕЧЕРЯ