Аналитический научно-методический центр
«Развитие и коррекция»
Всероссийского Общества Инвалидов
115035, г. Москва,Космодамианскаянабережная, тел: 8 (495) 959 3591
Дом 22, 4стр.8,офис 201 8 (985) 927 1209
Сайт:razvitkor.ru E-mail:ekhudenko@list.ru

В рамках реализациипроекта
«Нормативно-правовое иинформационно-методическоесопровождение организаций ВОИ и семьи,воспитывающейребенка-инвалида (с использованием ресурса сайтаwww.razvitkor.ru)»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ №1
«Медико-социальная экспертиза для детей: что нового?»
26 октября 2018г. вступил в силу новый стандарт оснащений бюро МСЭ для установления инвалидности у детей (Приказ Минтруда России № 591н от 25.10.2018г.). Новый стандарт предусматривает оснащение таких бюро МСЭ оборудованием, специальными модулями, манежами, с помощью которых будет осуществляться установление инвалидности удетей.
Среди специального игрового инвентаря – модули для оценки развития мелкой моторики, бытовых действий, статодинамических функций, нейропсихологический альбом диагностики и коррекции нарушений в детском возрасте, детская мебель, строительные наборы, телефонное устройство с тестовым вводом, наборы для проведения теста Векслера, доска Сегена идр.
В настоящее время действует административный регламент по предоставлению услуги МСЭ. Минтруд РФ разработал поправки к правилам освидетельствования инвалидов, позволяющие устанавливать бессрочную инвалидность уже при первом обращении в бюро МСЭ (до 18 лет). Однако, пока действуют старые правила, позволяющие экспертам назначать переосвидетельствование даже в очевидных случаях.
Для полного прохождения МСЭ ребёнку и его представителю необходимо:
Получить направление вполиклинике.
Пройти комиссию и приобрести заключениеврачей.
Предоставить результаты лечащему врачу для того, чтобы он составил актрешения.
Далее с актом, пакетом документов и Заявлением нужно обратиться вМСЭ.
Медицинская карта ребенка
Врач лечебного учреждения, в котором наблюдается ребенок, разрабатывает «Историю развития ребенка» (форма № 112/у) и «Медицинскую карту амбулаторного, стационарного больного». Его рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта находится в лечебном учреждении по месту постоянного проживания ребенка.
И вот здесь родителям надо проявить максимум внимания и постараться детально разобраться в назначениях врача, т.к. именно эти документы являются основными при определении инвалидности. Полнота сведений о характере заболевания, его течении, обратимости(необратимости)нарушенийвразвитииит.п.позволитвам,уважаемыеродители, избежать дополнительного обследования ребенка при установлении инвалидности. В истории болезни должны быть: этапный эпикриз, данные профилактического (диспансерного)осмотра
специалистами — педиатром, лор-врачом, хирургом-ортопедом, невропатологом, окулистом, заключениепсихиатра,ЭХО-,РЭГ-,ЭЭГисследований(попоказаниям),заключениелогопеда, дефектолога, педагога в данном году, характеристика воспитателя,учителей.
Выписка из истории развития ребенка (форма №112).
При повторном переосвидетельствовании – ранее выданные справка МСЭ и ИПР.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования и личного осмотра гражданина, изучения представленных им документов, анамнеза (для ребенка – рассказа родителей о течении заболевания и возникающих проблемах), анализа социально-бытовых, профессионально- трудовых, психологических и других данных гражданина. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить родителей (законных представителей) с порядком и условиями признания ребенка инвалидом, а также дать разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
Решение о признании гражданина инвалидом, либо об отказе в признании его инвалидом, принимаетсяпростымбольшинствомголосовспециалистов,проводившихмедико-социальную экспертизу, на основе обсуждения еерезультатов.
Оно может быть следующим:
Отказать ребенку в признанииинвалидом.
Признатьребенкаребенком-инвалидомсустановлениемсрокапереосвидетельствования и разработать для него индивидуальную программуреабилитации.
Признатьребенкаребенком-инвалидомдодостижениявозраста18летиразработатьдля него индивидуальную программуреабилитации.
Направить ребенка на дополнительное обследование, приостановив проведениеМСЭ.
Здесь же отметим тот факт, что признание ребенка инвалидом рассматривается в 3-х аспектах: 1. Наличие заболеваний, необратимых изменений, которые ведут к стойкому расстройству функций организма. 2. Наличие ограничений в жизнедеятельности, т.е. ребенок неспособенкполноценномуадекватномусамостоятельномусуществованию.3.Необходимость в мерах социальной защиты, реабилитации, которые должны компенсировать нарушенное развитие, помочь ребенку освоить какие-то специфические формы и способы жизнедеятельности.
То есть они рассматриваются в совокупности, так как каждое последующее условие является следствием предыдущего.
«Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма и диапазоне от 40 до 100 процентов, обусловленными заболеваниями, последствиями травм и дефектами»1.
К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся: 1.нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных
особенностей и др;
нарушения языковых и речевыхфункций;
нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой;
нарушениянейромышечных,скелетныхисвязанныхсдвижением(статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов,мышц;
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с нейсистем;
1 Приказ Минтруда России от 17. 12. 2015 г. № 1024н
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей ипр.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека,обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10процентов.
степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 %до 60%.
степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70% до 80%.
степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90% до 100%.
Ребенок-инвалид - это ребенок, который имеет стойкие нарушения функций организма (6 групп функций) II - IV степени выраженности, которые проявляются в ограничении основных категорий жизнедеятельности к которым относятся: способность к самообслуживанию; способностькпередвижению;способностькориентации;способностькобщению;способность контролировать свое поведение; способность к трудовой деятельности; способность к обучению.
Мы так подробно останавливаемся на формулировках Приказа Минтруда России от 17.12.2015г. № 1024н для того, чтобы вы, уважаемые родители, внимательно их почитали и подумали:«Ачтоестьумоегоребенка?»Именноэтиформулировкииопределяютсоциальную помощь; именно они и будут задавать вектор и объем реабилитационных мероприятий и определять вариант обучения вашегоребенка.
МСЭ – первый барьер, который вы должны преодолеть «без потерь», овладев языком нормативных документов и ориентируясь в процессе заболевания своего ребенка. Что нужно знать и на что необходимо опираться?
Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009г. N 1121, от 06.02.2012г. N 89, от 16.04.2012 N 318, от 04.09.2012 N 882) были изменены. 14 апреля 2018 г. вступили в силу изменения, внесёнными Правительством РФ на основании Постановления Правительства РФ от 29.03.2018 № 339. Они коснулись следующихпредложений:
-оснований установления группы инвалидности без срока переосвидетельствования (был изменён перечень заболеваний, дефектов и прочих нарушений организма, при которых устанавливается категория «ребёнок-инвалид» до 18 лет) без оказания срока переосвидетельствования не позднее двух лет после первичного признания инвалидом;
- был расширен перечень заболеваний и прочих нарушений организма, при которых устанавливается категория «ребёнок-инвалид» устанавливается на 5 лет;
-был утверждён печень заболеваний, дефектов и прочих нарушений организма, при которых инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании лица.
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико- социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы, утвержденные Приказом Минтруда России от 17.12.2015г. №1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы";
Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования введен Постановлением ПравительстваРФот07.04.2008г.N247ввидеПриложениякПостановлениюПравительства
Российской Федерации «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. N 95.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению родителей (законных представителей) сначала в первичном Бюро МСЭ, а в сложных случаях или при несогласии заявителя с решением первичного Бюро – в Главном бюро МСЭ.
Необходимыми документами для этого являются:
Паспорт гражданина РФ Свидетельство о рождении,
документ, подтверждающий полномочия законного представителя гражданина.
Могут быть представлены копии указанных документов, заверенные в соответствии с действующим законодательством РФ.
Заявление.
В заявлении указываются:
наименованиеБюро,вкотороеподаетсязаявление;фамилия,имя,отчестворебёнка;адрес места жительства (места пребывания), адрес электронной почты (при наличии); просьба о проведении медико-социальной экспертизы и ее цели; фамилия, имя, отчество родителей, законного представителя (при наличии); информация о согласии (несогласии) на передачу и обработку персональных данных в учреждениях медико-социальной экспертизы; дата подачи заявления. Заявление заверяется личной подписью получателя государственной услуги (его законногопредставителя).
Образец Заявления
Главному врачу ………..…
От ………………………......
Проживающ... по адресу...
Заявление
Прошу Вас направить моего (мою) …, … года рождения, ребенка-инвалида, на Медико- социальнуюэкспертизудляустановленияему(ей)инвалидности(или-дляразработкиему(ей) индивидуальной программы реабилитацииинвалида)
Число
Подпись
В случае, если заявление подано в электронном виде, а направление на медико- социальную экспертизу оформлено на бумажном носителе, то оно (направление) может быть представлено в Бюро лично или почтовой связью в сроки, не превышающие 10 календарных днейсмоментаподачизаявлениявэлектронномвиде,носогласноновомуАдминистративному регламенту, датой начала экспертизы будет считаться дата подачи в бюро полного пакета документов.
Прохождение экспертов предусматривает установление одной из 3-х степеней инвалидности:
1. Первая степень – способность к самообслуживанию, к передвижению при более длительном затрачивании времени, дробность его выполнения; способность к ориентации только в привычной обстановке самостоятельно или с помощью вспомогательной среды, способность к общению со снижением.
Учитывая тот факт, что много вопросов поступает к нам по проблеме многократных переосвидетельствований ребенка-инвалида до 18 лет, мы решили осветить эту проблему в следующем номере газеты.
Если у вас возникли вопросы, ждем их по электронному адресу ekhudenko@list.ru.
Директор АНМЦ «Развитие икоррекция»ВОИ Е.Д.Худенко